Божественный замысел, принимающий во внимание все вещи и, особенно, человеческое существование во всех его проявлениях, подразумевает различные призвания. Слово «призвание» очень хорошо раскрывает отношения Бога с каждым человеческим существом в свободе любви, потому что «каждая жизнь — это призвание».
Существуют три главных призвания, а именно:
В отношении этого Иоанн Павел II говорит: «При этом гармоничном сочетании даров на каждое жизненное состояние возлагается миссия провозглашать, в соответствии со своей особой категорией, то или другое измерение одной-единственной Тайны Христа»
На данный момент существуют 5 призваний к посвящённой жизни:
Основных элементов призвания к посвящённой жизни два:
О том, как Бог призывает людей следовать определённому призванию, нам известно благодаря многочисленным свидетельствам из Священного Писания: в Ветхом Завете говорится о призваниях народа Божьего, Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Давида, Иеремии, Исайи, Осии и др.; из Нового Завета мы узнаём о призваниях Иисуса, Его первых учеников, Левия Матфея, двенадцати Апостолов, богатого юноши, св. Павла, Девы Марии и др. Он сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16).
«В этом и есть суть призвания к посвящённой жизни: инициатива полностью исходит от Отца (см. Ин. 15, 16), Который потребовал от них, чтобы они сделали окончательный выбор и дали Ему ответ, свидетельствующий о всецелой отдаче… они должны ответить безусловной отдачей своей жизни, полностью вверив Ему всё: и настоящее, и будущее, – всё отдать в Его руки… всё без исключения… это сопоставимо со всесожжением».
«Те, кто чувствует в своём сердце горячее желание обрести и сохранить это состояние совершенства и святости, может быть уверен безо всякого сомнения, что это желание исходит от Неба, потому что оно в высшей степени благородно и превосходит все чувства нашей человеческой природы», — утверждает св. Джованни Боско.
«Он постоянно призывает новых учеников, мужчин и женщин к общению посредством излияния Святого Духа (см. Рим. 5, 5), Божественной любви, Своего способа любить, направляя их на путь служения другим, в смиренной отдаче себя самих, будучи далёкими от какой-либо расчётливости и личной заинтересованности».
«Божественное призвание требует подтверждения, приятия и руководства со стороны высшей иерархии, которой Сам Бог вверил управление Церковью» (8). Таким образом, никто не может точно определить, имеет ли место призвание, несмотря на определённые качества и явно правильное намерение, если его не призовёт сама Церковь.
Существует третий элемент, который является следствием Божьего призвания и, одновременно, условием, чтобы призвание исходило от Церкви: это пригодность. Пригодность кандидата определяется наличием трёх качеств: она должна быть физической (и психической), интеллектуальной и моральной (что подразумевает правильное намерение). Если кандидат не пригоден из-за отсутствия этих трёх необходимых качеств, это знак того, что от Бога призвания нет, а, значит, и Церковь не должна призывать его.
Божественное призвание обычно исходит изнутри. Именно изнутри Бог внушает душам желание обрести столь высокое и превосходнейшее состояние, которым является посвящённая жизнь. Мы можем различать два момента.
Некоторые утверждают: чтобы призвание можно было считать настоящим, необходимо, чтобы голос Бога был обращён непосредственно к тому, кого Он хочет призвать, как призваны были Пётр или Андрей, и в таком случае необходимо принять призвание без промедления, без колебаний. Но если человек слышит только внутренний голос, необходимо широкое обсуждение и советы множества людей, чтобы узнать, действительно ли это призвание рождено божественным вдохновением.
В ответ на это мы можем сказать вместе со св. Фомой: «Это возражение ошибочно во многом». Внутреннее желание и бескорыстная готовность обрести состояние священства или монашества – это подлинно божественное призвание, будучи желанием, которое является Сверхъестественным, и ему необходимо последовать незамедлительно; сегодня, как и вчера, слова Иисуса из Священного Писания сохраняют свой смысл и значение. Совет Иисуса: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» (Мф. 19, 21) — обращен ко всем людям всех времён и народов: «всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр… ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Таким образом даже сегодня все должны принять этот совет, как если бы он был им услышан исходящим из уст Самого Господа. И тот, кто на это решится, может вполне законно считать, что он получил настоящее монашеское призвание. Св. Иероним говорит: «Услышав изречение Спасителя: «если хочешь быть совершенным… и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), примени на практике эти слова и, следуя обнажённым за обнажённым Крестом, быстрее поднимешься по лестнице Иакова».
Это поучение, данное Христом, — божественное поучение для всех. «А что вам говорю, говорю всем» (Мк. 13, 37). Это сказано множеству, потому что «всё, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15, 4). Ошибочно было бы думать, что всё это имело смысл только в свою эпоху. «Если бы вещи, которые проповедовались тогда, были сказаны только для современников, они никогда не были бы записаны. Они проповедовались для них, но записывались для нас».
Обычно Бог обращает Свой призыв к избранным для посвящённой жизни таким образом, что они чувствуют его исходящим изнутри, посредством божественных намёков Святого Духа, обращённых к душе. Это всегда предшествует любому слову извне, так как «Спаситель не отверзает уст Своих, чтобы учить человека, обращаясь к нему посредством слова, прежде помазания Духом Святым». Вот почему внутренний призыв – это подлинный призыв Бога, и он требует немедленного послушания, как если бы мы услышали голос Самого Господа.
Божественное призвание предназначено для того, чтобы побуждать человека к вещам более возвышенным. Поэтому никогда желание монашеской жизни, которое столь превосходно и возвышенно, не может исходить от дьявола или от плоти, «абсолютно чуждой является чувствам плоти это учение Отца, которое должно быть услышано и постигнуто сыном и которое должно показать сыну путь, которым он должен следовать. И это – не для ушей плоти, оно должно быть постигнуто сердцем».
Такой призыв Бога – основа, фундамент, на котором держится всё здание; как сказал Пий XII, «монашеское и священническое призвание, которое блистает своим совершенством и в котором присутствуют такие природные и сверхъестественные отличия (…) не может быть другого происхождения, кроме как от Отца света, от Которого исходят все чудесные дары, всё превосходное и вся совершенная благодать».
Мы должны, не теряя ни мгновения, подчиниться, без малейшего какого бы ни было сопротивления, тем внутренним голосам, посредством которых Святой Дух движет нашими душами»; «Господь Бог открыл мне ухо, и я не воспротивился, не отступил назад» (Ис. 50, 5) – таким образом Исайя напоминает нам, что все, руководимые Духом Святым, — дети Божьи, а, значит, «побуждаемы благодатью».
Следует прислушаться к совету св. Павла: «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25) и быть людьми сверхъестественных принципов, которые одни только неотступно ведомы духом Иисуса Христа, который есть Дух Святой, исполняя без промедления Его призыв. Чтобы нам не пришлось сожалеть потом, как это произошло со св. Августином, который «будучи целиком и полностью уверенным в своей правоте, не мог найти никаких других ответов, кроме вялых и сонливых слов, наподобие: «потом, да, потом»; «дайте мне ещё немного поразмыслить», и всё это тянулось слишком долго, и я очень стыдился того, что прислушивался к бормотанию всякой чепухи (мирских и плотских пустяков), которые были причиной моей нерешительности».
Те, кто без всяких оснований не уверены в том, что зов исходит от «Бога, и потому отказываются от своего призвания, должны остерегаться этого так, как если бы они совершили великое преступление, поскольку препятствуют своей душе последовать божественному совету; таковые должны постоянно держать в памяти совет св. Павла: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19): «Если Дух Святой хочет открыть что-либо кому-то в любой момент, не препятствуй тому человеку поступить так, как он чувствует» (26). Из этого следует, что, когда человек по вдохновению Духа Святого намеревается обратиться к религии, нельзя его удерживать от этого, но надо поощрять и содействовать закреплению этого побуждения. Совершенно предосудительно и прискорбно поведение тех, кто сопротивляется внутреннему зову – таковые сопротивляются Духу Святому: «Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7, 51).
Не следует сомневаться в призвании тех, у кого зародилось желание приобщиться к религии. Просить совета уместно здесь лишь в двух случаях: в отношении способа присоединения и в отношении особого знака, который побуждает принять призвание. В таких случаях всегда необходимо посоветоваться с людьми опытными, которые могут помочь, прибегая к сверхъестественным суждениям (а не под воздействием эмоций) распознать волю Бога. Никогда не следует обращаться с этими вопросами к родителям, так как в данном случае они, скорее всего, окажутся в числе врагов, а не друзей призвания, но, как сказал пророк Михей: «враги человеку домашние его» (7, 6) – эти слова повторяет наш Господь в Мф. 10, 36. Советоваться надо только с людьми мудрыми и компетентными в этом деле — наставником или исповедником: «…не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни» (Сир. 37, 15), у которого надо просить совета только в случае необходимости.
Всегда находились враги призваний к посвящённой жизни: в наши времена с полной уверенностью это можно сказать об убеждённых атеистах, об атеистах воинствующих, при том, что призвания – одно из чудес Божьих. В этом отношении имели место две ереси: одна из них – это ересь Джовиниано (он жил в Риме, умер в 406 г.), который противопоставлял брак девственности; другая – ересь Вигилансио (он жил в Галлии, умер в 490 г.), который превозносил богатство над бедностью. Общим у них было то, что они оба разубеждали людей в том, что относится к вещам духовным, превращая их в рабов вещей земных. Так поступает дьявол, используя людей плотских: препятствуя тому, чтобы люди видимым образом преображались ради обретения жизни вечной.
Появляются новые Джовиниано и Вигилансио, которые тысячами способов и со всевозможным коварством отвращают людей от религиозной жизни и разубеждают в призваниях к жизни посвящённой. Порочное намерение, предшествующее современным, имело место во времена Фараона, который упрекал Моисея и Аарона в том, что они хотят увести из Египта Избранный Народ: «Для чего вы … отвлекаете народ от дел его» (Исх. 5, 4). К этому есть комментарий Оригена: «И сейчас есть Моисеи и Аароны, т.е., звучит глас пророка и священника, побуждающий душу к служению Богу, уйти из этого мира, отказаться от всего, что имеешь, посвятив себя изучению закона Слова Божия, но как будто ещё сейчас ты слышишь слова друзей Фараона, которые мыслят, как он: «Смотри, как можно искушать людей и развращать подростков». Тогда это были слова Фараона; сегодня их повторяют его друзья».
Вот три главные особенности:
Незамедлительно, т.е., желая как можно быстрее исполнить волю Божью, не откладывая её исполнение, «Неспешные расчёты чужды благодати Духа Святого». Надо отвечать незамедлительно. Как учит народная мудрость, «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Как говорит Хосе Мария Пеман в своём «Божественном Нетерпении»: «Великие решения для их лучшего исполнения надо принимать на ходу – и надо исполнять их незамедлительно… Я – лучший друг ветра, госпожа, подобная ветру, и надо спешить делать добро, потому что зло не теряет ни мгновения». Это подобно случаю с железом, которое требует обработки, пока оно ещё раскалено.
Души тех, кто постоянно медлит с исполнением воли Божьей, приходят в плачевное состояние, которое так хорошо описал Лопе де Вега:
Как часто меня ангел поучал:
«Взгляни в окно, уже и солнце встало:
Он там стоит, он в дверь опять стучал!»
Как часто я в ответ, смущаясь мало,
«Пускай приходит завтра» — отвечал,
Но завтра повторялось все сначала!
Святые всегда отвечали сразу. Так было с Авраамом, так было с Самуилом: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар.3, 10). В Евангелии от Матфея мы читаем, что Пётр и Андрей, будучи призваны Господом, «… тотчас оставив свои сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 29). Как сказал Иоанн Златоуст, «их работа была в полном разгаре; однако услышав повеление, они не промедлили, не сказали: «вернёмся домой и посоветуемся со своими друзьями», но исполнили всё, что им было сказано… Христос хочет от нас только подобного послушания, чтобы мы ни на миг не замедлили исполнить Его повеление»; так же поспешно, как св. Иаков и св. Иоанн, которые тут же оставили в лодке свои сети и своего отца и пошли за Ним; как св. Матфей, который, услышав зов Господа, «встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9); так же незамедлительно, как св. Павел, который «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1, 16).; как Пресвятая Дева, Которая, узнав волю Божью, сразу же ответила: «Да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38) и «с поспешностью пошла» в дом Елисаветы.
По поводу призваний надо последовать совету св. Иеронима: «Прошу тебя, поспеши перерезать канат, который удерживает корабль на берегу».
Щедростью, т.е., совершенно, «оставить всё и последовать за Ним» (см. Лк. 5, 11). Причём оставить решительно. Как сказал Иисус, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Некоторые говорят о своём желании служить Господу, но на определённых условиях: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 21-22).
Бог хочет полной отдачи себя Ему. Он хочет, чтобы мы отдали Ему своё сердце безоговорочно и безраздельно.
Героизм, это — жизненная позиция тех, кто на самом деле желает следовать за Христом в соответствии со словами св. Павла, который говорил: «… имею желание разрешиться и быть со Христом» (33), т.е., он готов умереть, чтобы быть со Христом; и, как сказал св. Фома, «не отступают перед трудностями пути, ведущего к Славе Божией и спасению душ».